Ресурсный класс
Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
С 1 сентября 2018 года в общеобразовательной школе МАОУ НОШ 28 города Балашиха, фондом «Шаг в Инклюзию» реализуется проект инклюзивного образования для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями.
Эффекты данной инновации заключаются не только в уникальных результатах и успехах включаемых учеников, но и в невероятном родительском и профессиональном запросе на воспроизводство пилота в Московской области.
Сегодня, благодаря помощи всех тех, кто откликнулся на наш призыв, дети с аутизмом ходят в обычную школу, посещают экскурсии, участвуют в школьных праздниках, пишут диктанты, решают примеры, вместе с обычными учениками толкаются на переменах и стоят в очереди в столовой.

С чего начинается инклюзия
Когда ученик с особенными образовательными нуждами перешагивает порог регулярного общеобразовательного класса – это становится огромным шагом для всех детей класса.

Инклюзия стёрла границы, перевернула следующую страницу в истории образования. Инклюзия заключила Новый Завет с человечеством, «...больше нет ни эллина, ни иудея... «. Так утверждает Священное Писание. И в инклюзию заложена эта же жизнеполагающая истина и это является зеркалом души человека. Больше нет разницы между ребёнком с особенным развитием и ребёнком не имеющим явные расстройства в развитии. Все мы люди – и все имеют юридическое и фактическое право на общение, социализацию и образование.

Иными словами инклюзия – это новая идеология. А общество больше не гражданское, а инклюзивное.

Когда я только пришёл в проект Благотворительного Фонда «Шаг В Инклюзию», мне пришлось столкнуться с тремя столпами, стоящими на пути развития ресурсного класса:

1. Громоздкая модель управления классом.

2. Отсутствие поддержки со стороны регулярных классов.

3. Ограниченное информационное освещение жизни класса.

Начнём с первого пункта. Мне пришлось вместе с Анной Сергеевной серьёзно рискнуть и отказаться от привычной организации управления кадрами. Мы завершили сотрудничество с иностранными супервизорами, для которых российская обыденность не имеет ничего общего с их привычным ареалом социального обитания. Также, мы отказались от куратора проекта, который по факту дублировал функции супервизора. Функции классного руководителя равномерно перераспределились на парапедагогов. А парапедагоги пришли на смену тьюторам. Теперь внимание мы начали уделять не только детям, но и нашим парапедагогам.

Мы поняли, что философия тьюторского функционала может выжить в реалиях нашей страны. Потому что тьютор это тень. А нам нужна личность, кто с чувством и толком будет с ребёнком. Тьютор это сопровождающий. А нам не нужны статистические наблюдатели, нам нужны люди, реально вовлечённые в процесс. Тьютор выполняет шаги индивидуальной программы. А нам нужен творческий и нестандартный человек.

2. Отсутствие поддержки со стороны регулярных классов. Мы осознали, что надеятся только на учителей регулярного класса малоэффективно. И мы первыми ввели практику ученического наставничества. Где обычные дети из обычных классов помогают необычным детям, переступающим порог их привычной жизни с необычным поведением. Мы начали оказывать полноценное внимание ученикам из регулярных классов и подкреплять их внимание к особенным детям. Мы поняли, что сами по себе нейротипичные ученики не начнут оказывать помощь особенным детям. И, когда мы взрослые, начали оказывать знаки внимания этим ребятам из регулярных классов, они старались сначала помогать особенным ученикам ради нас взрослых. Пока это не переросло в привязанность и привычку. Пока их помощь не стала рутиной и стандартным делом каждый день. Сейчас ученическое наставничество является ядром нашей модели.

3. Ну, и конечно, информационная поддержка. Мы записали целый видеопакет наших практик и стандартов, которые ввели в жизнь ресурсного класса. Мы создали брошюру, посвященную теме травли и её профилактики. У нас работает сайт, группа в соцсетях и отдельные информационные страницы.

Я рад быть частью такого масштабного российского проекта и доказывать с единомышленниками, что в нашем образовании может быть создана адаптивная, мобильная и эффективная инклюзивная модель обучения. И я верю, что придёт время и другие проекты начнут подражать нам и тиражировать наш опыт, отказываясь от слепого подражания тому, что растёт на другой почве и тормозит общенациональную инклюзию детей с особенным развитием.



Андрей ГОРОНОВСКИЙ
Поведенческий психолог
«Реализацию проекта «Ресурсный класс» в нашей школе рекомендована Управлением по образованию Администрации Городского округа Балашиха. И я рада сотрудничеству с МОО БФ «Шаг в Инклюзию» и что именно наша школы была выбрана для реализации пилотного проекта по обучению детей с аутизмом по модели «Ресурсный класс». На сегодня день я вижу, как развивается проект и дети с особенностями в развитии на ровне с другими учениками посещают уроки ИЗО, технологию, физическую культуру, окружающий мир в общеобразовательном классе. Но, что важно, дети с аутизмом не уходят от общения, не избегают своих одноклассников и наблюдается динамика в отсутствии нежелательного поведения мешающим как включению детей с особенностями в развитии в образовательный процесс так и обучения обычных учеников МАОУ НОШ 28.

Думаю, что инклюзия научит общество принимать, уважать «особенных» людей
и взаимодействовать с ними.

КУРАКИНА Наталья Борисовна:
директор начальной образовательной школы МАОУ НОШ 28

«Я не шла против системы помогая в запуске проекта «Ресурсный класс» , а просто выполняла человеческий долг, считая, что в нашей стране не может и не должно быть людей второго сорта.

В моменты, когда надо поддержать, важную и справедливую, на мой взгляд, инициативу, я не думаю: «А что мне за это будет» (ни в хорошем, ни тем более в плохом смыслах). На сегодняшний день школа раскрывает потенциал детей. Они не сидят в углу, их не считают «овощами» и изгоями общества. В первую очередь, школа даёт им знания, старт и уверенность в себе, не бояться окружающего мира и социума, а для жизни это - основное. Наше общество сложно чему-либо научить, т.к. манипулятивные технологии и деструктивные настроения уже сильно подпортили «общий фон», но она необходима как раз для того, чтобы новое поколение росло с пониманием, что люди с особенностями — это люди с особенностями, а не убогие, овощи и прочее. Я была в Швеции и видела, какие плоды даёт инклюзия. Там нет больных и здоровых, там каждый человек ценен, приносит пользу обществу и преисполняется в труде. Особенные дети учатся не в ресурсных, а в обычных классах, правда, с тьюторами, и эта практика замечательная. Она делает из людей - людей, а не злобную биомассу».

Марина ВОЛКОВА: журналист, писатель, блогер
журналист, писатель, блогер

«Узнав в ноябре 2018 года про существующий проект "Ресурсный класс", и успешно пройдя собеседование на должность тьютора, я с большим удовольствием приступила к работе. За период участия в проекте я стала свидетелем положительной динамики, достижений каждого нашего ученика. Всё это приносит мне большую радость!

Я верю в успешное обучение и социализацию каждого из ребят! И вижу пользу данного проекта.

СИНДЕЕВА Юлия:
психолог, дефектолог, учитель начальных классов

«Работая в ресурсном классе сталкиваешься как с трудностями, так и с положительными моментами. С одной стороны, это напряжение, особенно, когда только начинаешь работать в таком проекте, как учить, как задать вопрос ребёнку, как объяснить, чтобы тебя поняли, услышали, не обидеть словом, поступком, присутствие тьютера на каждом уроке. А с другой стороны, это опыт, положительный опыт и для меня, для детей, которые учатся вместе с ребёнком из ресурсного класса.

В чем положительная сторона, в том, что мы учимся быть добрее, толерантнее, терпимее, сдержаннее к детям, людям, которые немного не такие как мы. Учимся находить с ними общий язык, понимать друг друга, помогать, становиться лучше и менять мир в лучшую сторону! В рамках проекта я прошла переподготовку и получила уникальный опыт в построении инклюзии для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями.

Спасибо фонду МОО БФ «Шаг в Инклюзию» и МАОУ НОШ №28 за такую возможность».


Ольга Алексеевна,
учитель регулярного класса пилотного проекта «Ресурсный класс»

«За период моей педагогической деятельности мне посчастливилось принять участие в запуске проекта "Ресурсный класс" в МАОУ НОШ 28 г.о.Балашиха.

БФ "Шаг в инклюзию" занимается реализацией социально значимых проектов. С уверенностью могу сказать, что каждый причастный к реализации – это неравнодушный человек, настоящий профессионал. Только за первый год учащиеся ресурсного класса достигли больших результатов. Благодаря слаженной работе руководителей, педагогов, тьюторов и других специалистов, дети быстро адаптировались, смогли наладить контакт с одноклассниками, добились индивидуальных результатов. Такие проекты важны для нашего общества.

Я искренне хотела бы, чтобы каждый ребенок с ОВЗ был социализирован, достиг личностных высот и просто был счастлив. Проект "Ресурсный класс" не просто делает инклюзию реальной, но и меняет всё окружение. Меняются педагоги, учащиеся, родители учащихся. Для каждого инклюзия становится нормой. В такой среде нет ограничений, рамок для детей с ОВЗ, все дети равны. Условия обучения комфортны для всех. Именно к таким результатам нужно стремиться».



Виктория СЕЛИВАНОВА,
педагог школы №28, участник проекта «Ресурсный класс»

«В сентябре 2018 года в Начальной общеобразовательной школе № 28 запустился проект инклюзивного образования для детей с аутизмом по модели «Ресурсного класса».

Ресурсный класс – это специально оборудованный кабинет, в котором есть учебные пособия, видеоматериалы, а также обособленная зона для сенсорной разгрузки и отдыха детей в перерывах между уроками.

В ресурсном классе занимаются дети с особенностями развития, которые еще не готовы учиться наравне с обычными детьми.

Ученики ресурсного класса работают по индивидуальным программам со своими наставниками – тьюторами. Постепенно, по мере готовности к присутствию на уроках в обычных классах, они включаются в совместное обучение с одноклассниками.

Инклюзивная модель обучения дает потрясающие результаты дает возможность проявить им свои скрытые таланты. Участвуя в коллективных занятиях, дети учатся общаться со сверстниками – играть, дружить, придумывать и изобретать что-то вместе.

Альтернатива инклюзии – обучение на дому – лишает ребенка возможности естественным образом, вместе с другими детьми, осваивать игровые, коммуникационные, бытовые, поведенческие и иные навыки. Для ребенка с аутизмом ресурсный класс – это единственная возможность выйти из своей скорлупы в мир, понять его правила и научиться жить в нем комфортно, не испытывая стресс.

Я в этом проекте работаю с 2019 года. И когда только согласилась на работу в таком классе, сильно переживала смогу ли я работать с детьми с особенностями развития

В самом начале проекта я волновались, как будут относиться одноклассники к появлению особых детей в классе. Детям объясняли, что нет одинаковых на свете людей. Все мы разные. У каждого есть свои особенности. Кто-то, например, голубоглазый, а кто-то не умеет говорить, кто-то рыжий, а кто-то передвигается на коляске или боится резких громких звуков. Было очень страшно, как воспримут таких детей, одноклассники и их родители. Это был конечно очень отрицательный момент.

Но положительная сторона, в том, что мы учимся быть добрее, толерантнее, терпимее, сдержаннее к детям, людям, которые немного не такие как мы. Учимся находить с ними общий язык, понимать друг друга, помогать, становиться лучше и менять мир в лучшую сторону!»



Елена Александровна БОГАТОВА,
учитель регулярного класса пилотного проекта «Ресурсный класс» МАОУ НОШ 28

«Фонд «Шаг в Инклюзию» – благотворительная организация, созданная в 2007 году для помощи людям с расстройствами аутистического спектра в Московской области.
Цель, которую ставит перед собой Фонд сделать так, чтобы ни один ребенок с аутизмом не оставался за бортом системы образования или попадал в интернат при живых родителях.

В целях реализации прав детей с расстройствами аутистического спектра на образование и жизнь в обществе с 1 сентября 2018 года в МАОУ НОШ № 28 реализуется пилотный проект «Ресурсный класс».

Ресурсный класс (ресурсная зона) — это не класс, как устойчивый школьный коллектив. Это пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательного учреждения ресурсы, способствующие абилитации (мероприятия для социальной адаптации) и инклюзии ребенка с аутизмом или с дру­гими ментальными нарушениями в школьную среду.

Дети с расстройствами аутистического спектра имеют особенности сенсорного восприятия, сопутствующие тяжелые нарушения речи и поведения, низкие социальные коммуникации. Ресурсный класс – это одна из форм специальных образовательных и коррекционных условий, которые включают в себя:

– специальный педагогический штат: поведенческий психолог, тьютор, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, ресурсный учитель;
– комплекс дидактическо-стимульного материала;
– профессиональную библиотеку и информационное обеспечение;
– комплекс средств альтернативной коммуникации;
– пространство для поиска, сбора и систематизации креативных идей и уникальных подходов;
– пространство и условия для альтернативных способов тестирования и оценки динамики.

Эта специальная образовательная модель позволяет ученику сочетать в зависимости от своих потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. Программа, материалы, методы обучения, рабочее место, расписание – все разрабатывается на основе индивидуальных потребностей каждого ребенка и позволяет организовать обучение в наименее ограничивающей среде.

Для данной категории обучающихся каждый маленький результат каждого взятого в отдельности ребенка является большим успехом всей педагогической команды, школы, родителей.

Московский Областной Общественный Благотворительной Фонд (МОО БФ) «Шаг в инклюзию» во главе с Президентом А.А. Сергеевой является социальным партнером «Школы №28№ в реализации проекта.

Фонд оказывает широкую информационную и дополнительную финансовую поддержку в оснащении Ресурсного класс, повышении квалификации педагогической команды, проведении семинаров и конференций, встреч разного уровня.

В соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ и решения ПМПК для данных обучающихся в школе разработана Адаптированная основная образовательная программа (АООП), а также индивидуальные адаптированные образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей.

Все дети из ресурсного класса обучаются в общеобразовательных классах. В общеобразовательный класс дети с РАС включались постепенно по мере адаптации.

Время, проведенное на учебных занятиях в общеобразовательном классе у каждого ребенка индивидуальное. В течение всего учебного процесса обучающиеся находятся в сопровождении тьютора. Прежде чем «включить» особого ребенка в среду нормотипичных сверстников, в общеобразовательных классах проводятся уроки доброты и толерантности.

Дети включались в образовательный процесс, посещая уроки в регулярном классе со сверстниками, библиотеку, столовую, общешкольные мероприятия, участвуя в праздничных мероприятиях (читали стихи, пели песни, играли в инсценировках, принимали участие в творческих школьных и городских конкурсах и благотворительных акциях; вместе проводили перемены, общались.

В результате реализации индивидуальных образовательных маршрутов удалось сформировать у учащихся ресурсного класса навыки, которые отсутствовали у них ранее: умение слушать и действовать по инструкции педагога, выполнять режимные моменты и школьные правила, владеть навыками самообслуживания и коммуникации.

Эти результаты достигнуты совместными усилиями квалифицированных, прошедших специальную подготовку педагогов: тьюторов (сопровождают ребенка во время всего образовательного процесса), учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, специалиста по прикладному поведенческому анализу, учителя регулярного класса (оказывает индивидуальную помощь и поддержку во время урока, способствует формированию навыков коммуникации и правильных взаимоотношений в детском коллективе).

Уверены, что благодаря реализации проекта «Всероссийская модель образования детей с ОВЗ «Шаг в инклюзию», позволит распространить такую образовательную модель инклюзии на другие муниципальные школы всего Подмосковья».



Ирина БАРИНОВА,
сотрудник управления по образованию города Балашиха

«Я пришла в проект "Шаг в инклюзию" в марте 2020 г., Опыта работы с особенными детьми у меня не было.

Работая в проекте я получила важный опыт, а также благодаря руководителю проекта Сергеевой Анне Александровне мне была предоставлена возможность получить дополнительное образование и поменять квалификацию.

Хотелось бы поблагодарить проект за все возможности, предоставленные мне. Свою дальнейшую деятельность я хочу продолжить, уже как дефектолог».



Татьяна КОВАЛЕНКО,
парапедагог ресурсно-тьюторской команды проекта «Ресурсный класс»
Made on
Tilda