Ресурсный класс
Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
С 1 сентября 2018 года в общеобразовательной школе МАОУ НОШ 28 города Балашиха, фондом «Шаг в Инклюзию» реализуется проект инклюзивного образования для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями.
Эффекты данной инновации заключаются не только в уникальных результатах и успехах включаемых учеников, но и в невероятном родительском и профессиональном запросе на воспроизводство пилота в Московской области.
Сегодня, благодаря помощи всех тех, кто откликнулся на наш призыв, дети с аутизмом ходят в обычную школу, посещают экскурсии, участвуют в школьных праздниках, пишут диктанты, решают примеры, вместе с обычными учениками толкаются на переменах и стоят в очереди в столовой.

«Реализацию проекта «Ресурсный класс» в нашей школе рекомендована Управлением по образованию Администрации Городского округа Балашиха. И я рада сотрудничеству с МОО БФ «Шаг в Инклюзию» и что именно наша школы была выбрана для реализации пилотного проекта по обучению детей с аутизмом по модели «Ресурсный класс». На сегодня день я вижу, как развивается проект и дети с особенностями в развитии на ровне с другими учениками посещают уроки ИЗО, технологию, физическую культуру, окружающий мир в общеобразовательном классе. Но, что важно, дети с аутизмом не уходят от общения, не избегают своих одноклассников и наблюдается динамика в отсутствии нежелательного поведения мешающим как включению детей с особенностями в развитии в образовательный процесс так и обучения обычных учеников МАОУ НОШ 28.

Думаю, что инклюзия научит общество принимать, уважать «особенных» людей
и взаимодействовать с ними.

КУРАКИНА Наталья Борисовна:
директор начальной образовательной школы МАОУ НОШ 28

«Я не шла против системы помогая в запуске проекта «Ресурсный класс» , а просто выполняла человеческий долг, считая, что в нашей стране не может и не должно быть людей второго сорта.

В моменты, когда надо поддержать, важную и справедливую, на мой взгляд, инициативу, я не думаю: «А что мне за это будет» (ни в хорошем, ни тем более в плохом смыслах). На сегодняшний день школа раскрывает потенциал детей. Они не сидят в углу, их не считают «овощами» и изгоями общества. В первую очередь, школа даёт им знания, старт и уверенность в себе, не бояться окружающего мира и социума, а для жизни это - основное. Наше общество сложно чему-либо научить, т.к. манипулятивные технологии и деструктивные настроения уже сильно подпортили «общий фон», но она необходима как раз для того, чтобы новое поколение росло с пониманием, что люди с особенностями — это люди с особенностями, а не убогие, овощи и прочее. Я была в Швеции и видела, какие плоды даёт инклюзия. Там нет больных и здоровых, там каждый человек ценен, приносит пользу обществу и преисполняется в труде. Особенные дети учатся не в ресурсных, а в обычных классах, правда, с тьюторами, и эта практика замечательная. Она делает из людей - людей, а не злобную биомассу».

Марина ВОЛКОВА: журналист, писатель, блогер
журналист, писатель, блогер

«Узнав в ноябре 2018 года про существующий проект "Ресурсный класс", и успешно пройдя собеседование на должность тьютора, я с большим удовольствием приступила к работе. За период участия в проекте я стала свидетелем положительной динамики, достижений каждого нашего ученика. Всё это приносит мне большую радость!

Я верю в успешное обучение и социализацию каждого из ребят! И вижу пользу данного проекта.

СИНДЕЕВА Юлия:
психолог, дефектолог, учитель начальных классов

«Работая в ресурсном классе сталкиваешься как с трудностями, так и с положительными моментами. С одной стороны, это напряжение, особенно, когда только начинаешь работать в таком проекте, как учить, как задать вопрос ребёнку, как объяснить, чтобы тебя поняли, услышали, не обидеть словом, поступком, присутствие тьютера на каждом уроке. А с другой стороны, это опыт, положительный опыт и для меня, для детей, которые учатся вместе с ребёнком из ресурсного класса.

В чем положительная сторона, в том, что мы учимся быть добрее, толерантнее, терпимее, сдержаннее к детям, людям, которые немного не такие как мы. Учимся находить с ними общий язык, понимать друг друга, помогать, становиться лучше и менять мир в лучшую сторону! В рамках проекта я прошла переподготовку и получила уникальный опыт в построении инклюзии для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями.

Спасибо фонду МОО БФ «Шаг в Инклюзию» и МАОУ НОШ №28 за такую возможность».


Ольга Алексеевна,
учитель регулярного класса пилотного проекта «Ресурсный класс»

«За период моей педагогической деятельности мне посчастливилось принять участие в запуске проекта "Ресурсный класс" в МАОУ НОШ 28 г.о.Балашиха.

БФ "Шаг в инклюзию" занимается реализацией социально значимых проектов. С уверенностью могу сказать, что каждый причастный к реализации – это неравнодушный человек, настоящий профессионал. Только за первый год учащиеся ресурсного класса достигли больших результатов. Благодаря слаженной работе руководителей, педагогов, тьюторов и других специалистов, дети быстро адаптировались, смогли наладить контакт с одноклассниками, добились индивидуальных результатов. Такие проекты важны для нашего общества.

Я искренне хотела бы, чтобы каждый ребенок с ОВЗ был социализирован, достиг личностных высот и просто был счастлив. Проект "Ресурсный класс" не просто делает инклюзию реальной, но и меняет всё окружение. Меняются педагоги, учащиеся, родители учащихся. Для каждого инклюзия становится нормой. В такой среде нет ограничений, рамок для детей с ОВЗ, все дети равны. Условия обучения комфортны для всех. Именно к таким результатам нужно стремиться».



Виктория СЕЛИВАНОВА,
педагог школы №28, участник проекта «Ресурсный класс»

«В сентябре 2018 года в Начальной общеобразовательной школе № 28 запустился проект инклюзивного образования для детей с аутизмом по модели «Ресурсного класса».

Ресурсный класс – это специально оборудованный кабинет, в котором есть учебные пособия, видеоматериалы, а также обособленная зона для сенсорной разгрузки и отдыха детей в перерывах между уроками.

В ресурсном классе занимаются дети с особенностями развития, которые еще не готовы учиться наравне с обычными детьми.

Ученики ресурсного класса работают по индивидуальным программам со своими наставниками – тьюторами. Постепенно, по мере готовности к присутствию на уроках в обычных классах, они включаются в совместное обучение с одноклассниками.

Инклюзивная модель обучения дает потрясающие результаты дает возможность проявить им свои скрытые таланты. Участвуя в коллективных занятиях, дети учатся общаться со сверстниками – играть, дружить, придумывать и изобретать что-то вместе.

Альтернатива инклюзии – обучение на дому – лишает ребенка возможности естественным образом, вместе с другими детьми, осваивать игровые, коммуникационные, бытовые, поведенческие и иные навыки. Для ребенка с аутизмом ресурсный класс – это единственная возможность выйти из своей скорлупы в мир, понять его правила и научиться жить в нем комфортно, не испытывая стресс.

Я в этом проекте работаю с 2019 года. И когда только согласилась на работу в таком классе, сильно переживала смогу ли я работать с детьми с особенностями развития

В самом начале проекта я волновались, как будут относиться одноклассники к появлению особых детей в классе. Детям объясняли, что нет одинаковых на свете людей. Все мы разные. У каждого есть свои особенности. Кто-то, например, голубоглазый, а кто-то не умеет говорить, кто-то рыжий, а кто-то передвигается на коляске или боится резких громких звуков. Было очень страшно, как воспримут таких детей, одноклассники и их родители. Это был конечно очень отрицательный момент.

Но положительная сторона, в том, что мы учимся быть добрее, толерантнее, терпимее, сдержаннее к детям, людям, которые немного не такие как мы. Учимся находить с ними общий язык, понимать друг друга, помогать, становиться лучше и менять мир в лучшую сторону!»



Елена Александровна БОГАТОВА,
учитель регулярного класса пилотного проекта «Ресурсный класс» МАОУ НОШ 28

«Фонд «Шаг в Инклюзию» – благотворительная организация, созданная в 2007 году для помощи людям с расстройствами аутистического спектра в Московской области.
Цель, которую ставит перед собой Фонд сделать так, чтобы ни один ребенок с аутизмом не оставался за бортом системы образования или попадал в интернат при живых родителях.

В целях реализации прав детей с расстройствами аутистического спектра на образование и жизнь в обществе с 1 сентября 2018 года в МАОУ НОШ № 28 реализуется пилотный проект «Ресурсный класс».

Ресурсный класс (ресурсная зона) — это не класс, как устойчивый школьный коллектив. Это пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательного учреждения ресурсы, способствующие абилитации (мероприятия для социальной адаптации) и инклюзии ребенка с аутизмом или с дру­гими ментальными нарушениями в школьную среду.

Дети с расстройствами аутистического спектра имеют особенности сенсорного восприятия, сопутствующие тяжелые нарушения речи и поведения, низкие социальные коммуникации. Ресурсный класс – это одна из форм специальных образовательных и коррекционных условий, которые включают в себя:

– специальный педагогический штат: поведенческий психолог, тьютор, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, ресурсный учитель;
– комплекс дидактическо-стимульного материала;
– профессиональную библиотеку и информационное обеспечение;
– комплекс средств альтернативной коммуникации;
– пространство для поиска, сбора и систематизации креативных идей и уникальных подходов;
– пространство и условия для альтернативных способов тестирования и оценки динамики.

Эта специальная образовательная модель позволяет ученику сочетать в зависимости от своих потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. Программа, материалы, методы обучения, рабочее место, расписание – все разрабатывается на основе индивидуальных потребностей каждого ребенка и позволяет организовать обучение в наименее ограничивающей среде.

Для данной категории обучающихся каждый маленький результат каждого взятого в отдельности ребенка является большим успехом всей педагогической команды, школы, родителей.

Московский Областной Общественный Благотворительной Фонд (МОО БФ) «Шаг в инклюзию» во главе с Президентом А.А. Сергеевой является социальным партнером «Школы №28№ в реализации проекта.

Фонд оказывает широкую информационную и дополнительную финансовую поддержку в оснащении Ресурсного класс, повышении квалификации педагогической команды, проведении семинаров и конференций, встреч разного уровня.

В соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ и решения ПМПК для данных обучающихся в школе разработана Адаптированная основная образовательная программа (АООП), а также индивидуальные адаптированные образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей.

Все дети из ресурсного класса обучаются в общеобразовательных классах. В общеобразовательный класс дети с РАС включались постепенно по мере адаптации.

Время, проведенное на учебных занятиях в общеобразовательном классе у каждого ребенка индивидуальное. В течение всего учебного процесса обучающиеся находятся в сопровождении тьютора. Прежде чем «включить» особого ребенка в среду нормотипичных сверстников, в общеобразовательных классах проводятся уроки доброты и толерантности.

Дети включались в образовательный процесс, посещая уроки в регулярном классе со сверстниками, библиотеку, столовую, общешкольные мероприятия, участвуя в праздничных мероприятиях (читали стихи, пели песни, играли в инсценировках, принимали участие в творческих школьных и городских конкурсах и благотворительных акциях; вместе проводили перемены, общались.

В результате реализации индивидуальных образовательных маршрутов удалось сформировать у учащихся ресурсного класса навыки, которые отсутствовали у них ранее: умение слушать и действовать по инструкции педагога, выполнять режимные моменты и школьные правила, владеть навыками самообслуживания и коммуникации.

Эти результаты достигнуты совместными усилиями квалифицированных, прошедших специальную подготовку педагогов: тьюторов (сопровождают ребенка во время всего образовательного процесса), учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, специалиста по прикладному поведенческому анализу, учителя регулярного класса (оказывает индивидуальную помощь и поддержку во время урока, способствует формированию навыков коммуникации и правильных взаимоотношений в детском коллективе).

Уверены, что благодаря реализации проекта «Всероссийская модель образования детей с ОВЗ «Шаг в инклюзию», позволит распространить такую образовательную модель инклюзии на другие муниципальные школы всего Подмосковья».



Ирина БАРИНОВА,
сотрудник управления по образованию города Балашиха

«Я пришла в проект "Шаг в инклюзию" в марте 2020 г., Опыта работы с особенными детьми у меня не было.

Работая в проекте я получила важный опыт, а также благодаря руководителю проекта Сергеевой Анне Александровне мне была предоставлена возможность получить дополнительное образование и поменять квалификацию.

Хотелось бы поблагодарить проект за все возможности, предоставленные мне. Свою дальнейшую деятельность я хочу продолжить, уже как дефектолог».



Татьяна КОВАЛЕНКО,
парапедагог ресурсно-тьюторской команды проекта «Ресурсный класс»
Made on
Tilda