«Фонд «Шаг в Инклюзию» – благотворительная организация, созданная в 2007 году для помощи людям с расстройствами аутистического спектра в Московской области.
Цель, которую ставит перед собой Фонд сделать так, чтобы ни один ребенок с аутизмом не оставался за бортом системы образования или попадал в интернат при живых родителях.
В целях реализации прав детей с расстройствами аутистического спектра на образование и жизнь в обществе с 1 сентября 2018 года в МАОУ НОШ № 28 реализуется пилотный проект «Ресурсный класс».
Ресурсный класс (ресурсная зона) — это не класс, как устойчивый школьный коллектив. Это пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательного учреждения ресурсы, способствующие абилитации (мероприятия для социальной адаптации) и инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.
Дети с расстройствами аутистического спектра имеют особенности сенсорного восприятия, сопутствующие тяжелые нарушения речи и поведения, низкие социальные коммуникации. Ресурсный класс – это одна из форм специальных образовательных и коррекционных условий, которые включают в себя:
– специальный педагогический штат: поведенческий психолог, тьютор, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, ресурсный учитель;
– комплекс дидактическо-стимульного материала;
– профессиональную библиотеку и информационное обеспечение;
– комплекс средств альтернативной коммуникации;
– пространство для поиска, сбора и систематизации креативных идей и уникальных подходов;
– пространство и условия для альтернативных способов тестирования и оценки динамики.
Эта специальная образовательная модель позволяет ученику сочетать в зависимости от своих потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. Программа, материалы, методы обучения, рабочее место, расписание – все разрабатывается на основе индивидуальных потребностей каждого ребенка и позволяет организовать обучение в наименее ограничивающей среде.
Для данной категории обучающихся каждый маленький результат каждого взятого в отдельности ребенка является большим успехом всей педагогической команды, школы, родителей.
Московский Областной Общественный Благотворительной Фонд (МОО БФ) «Шаг в инклюзию» во главе с Президентом А.А. Сергеевой является социальным партнером «Школы №28№ в реализации проекта.
Фонд оказывает широкую информационную и дополнительную финансовую поддержку в оснащении Ресурсного класс, повышении квалификации педагогической команды, проведении семинаров и конференций, встреч разного уровня.
В соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ и решения ПМПК для данных обучающихся в школе разработана Адаптированная основная образовательная программа (АООП), а также индивидуальные адаптированные образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей.
Все дети из ресурсного класса обучаются в общеобразовательных классах. В общеобразовательный класс дети с РАС включались постепенно по мере адаптации.
Время, проведенное на учебных занятиях в общеобразовательном классе у каждого ребенка индивидуальное. В течение всего учебного процесса обучающиеся находятся в сопровождении тьютора. Прежде чем «включить» особого ребенка в среду нормотипичных сверстников, в общеобразовательных классах проводятся уроки доброты и толерантности.
Дети включались в образовательный процесс, посещая уроки в регулярном классе со сверстниками, библиотеку, столовую, общешкольные мероприятия, участвуя в праздничных мероприятиях (читали стихи, пели песни, играли в инсценировках, принимали участие в творческих школьных и городских конкурсах и благотворительных акциях; вместе проводили перемены, общались.
В результате реализации индивидуальных образовательных маршрутов удалось сформировать у учащихся ресурсного класса навыки, которые отсутствовали у них ранее: умение слушать и действовать по инструкции педагога, выполнять режимные моменты и школьные правила, владеть навыками самообслуживания и коммуникации.
Эти результаты достигнуты совместными усилиями квалифицированных, прошедших специальную подготовку педагогов: тьюторов (сопровождают ребенка во время всего образовательного процесса), учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, специалиста по прикладному поведенческому анализу, учителя регулярного класса (оказывает индивидуальную помощь и поддержку во время урока, способствует формированию навыков коммуникации и правильных взаимоотношений в детском коллективе).
Уверены, что благодаря реализации проекта «Всероссийская модель образования детей с ОВЗ «Шаг в инклюзию», позволит распространить такую образовательную модель инклюзии на другие муниципальные школы всего Подмосковья».